Сохранение и укрепление здоровья

ВЕС ПОД КОНТРОЛЬ!

Мы живем в напряженном ритме и ежедневно сталкиваемся с множеством проблем во всех сферах жизни: социальная и экономическая нестабильность в стране, работа, семья, образование… и, наконец, здоровье. Решать все эти вопросы разумнее в обратном порядке, то есть с укрепления и сохранения здоровья. С этой точки зрения, избыточный вес становится дополнительной причиной многократного повышения риска развития неинфекционных заболеваний, среди которых сердечно-сосудистые болезни занимают ведущее место. Более того, ожирение представляет собой независимый фактор риска повышенной смертности, уменьшая продолжительность жизни в среднем на 3–5 лет при небольшом избытке веса и до 10–15 лет при выраженном ожирении. Cтатистика выявляет стремительный рост распространенности ожирения в развитых странах. По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2016 году примерно 2,3 млрд взрослых людей имеют избыточный вес и более 700 млн страдают ожирением. В России избыточный вес в среднем выявлен у 30–40 %, а ожирение — у 15–20 % населения. В некоторых возрастных группах этот показатель выше. Среди женщин в возрасте 35–55 лет повышенной массой тела страдают 75 %, а показатель ожирения приближается к 50 %.

Избыточный вес и ожирение становятся эпидемией XXI века. С этой проблемой столкнулись практически все слои населения и причиной ее возникновения в большинстве случаев является сочетание нездорового питания и низкой физической активности. Не слишком ли дорого мы платим за сознательное переедание и «сидячий» образ жизни?!

Масса тела человека является важнейшим показателем состояния здоровья, который показывает насколько калорийность питания соответствует потребностям организма в энергии. Вес человека — это сумма веса костей, мышц, внутренних органов, жидкости и жировой ткани. В массе тела человека принято различать безжировую и жировую составляющие. Безжировая масса тела у здорового человека в среднем имеет постоянный состав: вода, мышцы, кости скелета, кожа, внутренние органы. Жировая часть массы тела может меняться в значительных пределах в среднем от 16 –20% в норме до 50 % и более при избыточном весе и ожирении.

ПОКАЗАТЕЛИ МАССЫ ТЕЛА

Индекс массы тела (индекс Кетле ИК) Одним из самых распространенных показателей массы тела является Индекс Кетле, который рассчитывается индивидуально по формуле: ИК (кг / м2) = ВЕС (кг): РОСТ2 (м2)

Клиническая классификация значений Индекса Кетле (ВОЗ) ИК, кг/м2 Классификация Риск заболеваемости менее 18,5 Дефицит массы тела Повышенный 18,5–24,99 Норма Минимальный

25–29,9 Избыточная масса тела Повышенный 30–34,9 Ожирение I степени Высокий! 35–39,9 Ожирение II степени Очень высокий!! более 40 Ожирение III степени Чрезмерно высокий!!!

Нормальные значения ИК в зависимости от возраста (ВОЗ) Возрастная группа Нормальные значения ИК, кг/м2 19-24 года 65 лет 23-28

Как высокие, так и низкие величины ИК связаны с риском для здоровья: при низких ИК возрастает риск инфекционных заболеваний и заболеваний желудочно-кишечного тракта при высоких величинах ИК, характеризующих ожирение, увеличивается риск сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета 2-го типа, желчнокаменной болезни, нарушения обмена веществ, болезней крупных суставов

Индекс Кетле предназначается для определения показателя массы тела у мужчин и женщин в возрасте от 20 до 65 лет, не рекомендуется использовать для детей, пожилых людей, а также беременных. Индекс Кетле не всегда адекватно отражает истинную картину. Возможны индивидуальные отклонения от предлагаемых норм в зависимости от особенностей телосложения: нормостеники, астеники, гиперстеники (см. «Здоровое питание») и степени физической тренированности. Например, два человека могут иметь одинаковые показатели роста и веса и, соответственно один ИК, однако один из них имеет выраженное ожирение, а другой — хорошо развитую мускулатуру.

Основы безопасности для ребенка

Дети – одна из самых уязвимых групп населения. В силу своего возраста они не до конца осознают все опасности, которые могут им повстречаться на жизненном пути. Именно поэтому важно с самого раннего детства объяснять малышу основные правила безопасного поведения. Ведь от знания или незнания этих правил может зависеть его здоровье и даже жизнь. Но о чем именно стоит рассказать ребенку? Сейчас во всем разберемся.

Для начала необходимо, чтобы малыш навсегда усвоил так называемое правило четырех «не»:

  1. Не разговаривать с незнакомцами, не впускать их в дом и ничего не брать у них;
  2. Не заходить с ними в лифт или подъезд, лучше немного подождать;
  3. Не садиться в машину к незнакомцам, даже если они говорят, что знают родителей;
  4. Не задерживаться на улице после школы, особенно с наступлением темноты.

И тут необходимо пояснить, что незнакомец – это тот человек, которого не знает ребенок и его родители. Родителям следует рассказать, кого в случае какой-то экстренной ситуации они могут попросить прийти вместо себя для встречи малыша из школы. Также важно, чтобы в случае какой-либо опасности ребенок начинал кричать и бежать в сторону большого скопления людей.

Порой случается, что дети по каким-то обстоятельствам в раннем возрасте начинают сами ходить в школу и обратно домой. В таком случае родители должны точно знать, во сколько начинается и заканчивается учеба, телефон школы, а еще лучше номер сотового классного руководителя.

Для собственной безопасности ребенка важно, чтобы он знал следующее:

  • Нельзя никого впускать в дом, даже если он представился полицией, электриком или врачом;
  • Необходимо всегда обговаривать с родителями маршрут до школы или «кружка»; Всегда предупреждать о каких-то своих планах (погулять с друзьями и т.п.);
  • Перед выходом из квартиры необходимо убедиться, что на лестничной площадке никого нет;
  • Необходимо передвигаться только на известном общественном транспорте;
  • Ни в коем случае нельзя садиться в машину, чтобы показать дорогу, магазин или аптеку;
  • В общественном транспорте садиться ближе к водителю или кондуктору;
  • Нельзя вступать в разговор с незнакомцами, сообщать свое имя и говорить, куда едешь и где живешь;
  • При передвижении вдоль дороги необходимо идти так, чтобы машины двигались на встречу и были справа от ребенка.

По возможности купите ребенку простой телефон, чтобы он мог позвонить, когда доберется до школы или наоборот вернется домой.

Помимо правил поведения с незнакомцами важно научить малыша основам дорожного движения: тому, как и где правильно переходить дорогу, а также как ориентироваться в городе. Постарайтесь, чтобы ребенок запомнил основные маршруты и их ключевые точки, чтобы ему было проще ориентироваться, если он где-то свернет не туда.

Трагическая ситуация в Кемерово показала еще одну важную вещь: необходимо объяснить ребенку, как действовать в случае чрезвычайных ситуаций. Необходимо, чтобы малыш понимал основные знаки для эвакуации и правила безопасности жизнедеятельности. Например, необходимо научить ребенка в случае пожара делать простую повязку, используя любой кусок ткани и воду.

Помимо этого, вбейте в телефон малыша телефоны экстренной помощи. Пусть ребенок выучит наизусть эти простые цифры.

  • 010 – пожарные
  • 020 – полиция
  • 030 – скорая помощь
  • 112 – единый телефонный номер вызова экстренных служб со всех сотовых телефонов
Это лишь малая часть того, чему необходимо научить ребенка для его безопасности. Постоянно повторяйте эти правила, дополняя каждый раз новыми – только так он сможет навсегда их запомнить.

Как воспитать стремление к победе и умение достойно принимать проигрыш

Спорт — это не только развитие каких-то физических качеств своего тела, но и повышение морально-волевого духа. Соревнования — то, что необходимо для дальнейшего прогресса занимающегося, так как на них он может объективно увидеть свои сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейшем совершенствоваться и побеждать еще более сильных спортсменов. Спорт и соперничество — две неразделимые части. Однако, порой, мы можем видеть, как в пылу азарта участники соревнований не могут принять поражение и, переходя на личности, начинают «выплескивать» свой гнев на соперников. Самым ярким примером, иллюстрирующим такое поведение, являются драки хоккеистов.

Многим молодым родителям тоже знакома ситуация, когда юный спортсмен не может спокойно принять поражение, из-за чего у него пропадает любая мотивация к дальнейшим занятиям спортом. Дабы избежать таких моментов, нужно вовремя научить своего будущего победителя научить достойно принимать проигрыш, анализировать свои действия, которые привели к нему, и воспитать неугасающее стремление к победе. Но как это сделать? Сейчас во всем разберемся.

Уметь красиво проигрывать — это тоже, своего рода, этикет, которому необходимо учить ребенка, наряду с тем, что необходимо здороваться, прощаться и как правильно держать вилку с ножом, не зря же есть словосочетание «неспортивное поведение».

Как и во всем, начинать обучение ребенка искусству проигрыша необходимо с себя: покажите на собственном примере то, как надо достойно принимать поражение. Неважно, играете вы в шахматы или в футбол, поздравьте победителя, пожмите ему руку, если он одержал победу, но и не слишком кичитесь тем, что выиграли вы.

Безусловно, вы, как любой родитель, хотите видеть своего ребенка на высшей ступени пьедестала, однако, порой в погоне за этой мечтой можно забыть, что ваш спортсмен еще ребенок, а вы на него слишком сильно давите. Этот момент также может быть причиной неумения проигрывать. Не стоит постоянно говорить ребенку, что он должен быть лучшим, должен побеждать и тому подобное — все хорошо в меру.

Один из самых важных советов — будьте рядом с вашим молодым спортсменом в момент проигрыша. Но не стоит сразу утешать его, попробуйте понять, что конкретно надо вашему ребенку сейчас. Постарайтесь «прочувствовать» его настроение, потому что порой дети больше готовы к конструктивному диалогу с тем, кто не является прямым родственником.

Первые эмоции после поражения — важная часть принятия проигрыша. Бывают моменты, когда ребенок кричит или плачет, а родители в ответ на такую реакцию говорят своим детям, что плакать не надо, и что делают это только слабые и маленькие. Однако зачастую лучше избавиться от накопившихся эмоций, «выплеснув» их, нежели держать и копить их внутри себя.

Всегда показывайте ребенку, что вы его любите вне зависимости от результатов соревнования. А также научите его анализировать свои ошибки. Таким образом, проигрыш станет продуктивной частью прогресса маленького спортсмена.

Всегда будьте опорой ребенку, он должен знать, что, сколько бы он не проигрывал, вы будете его поддерживать и любить.